О промышленном искусстве, дизайне и технической эстетике

Cтатьи о маркетинге и дизайне » О промышленном искусстве, дизайне и технической эстетике
О промышленном искусстве, дизайне, технической эстетике и художественном конструировании
Названия промышленное искусство, дизайн, техническая эстетика и художественное конструирование появились сравнительно недавно. Среди ученых, архитекторов, художников, инженеров и других специалистов, работавших в области художественного конструирования, ещё существовали противоречивые точки зрения в определении этих названий и их сущности.

Например, по поводу термина промышленное искусство одни утверждали, что промышленное искусство — это действительно искусство (сродни прикладному). Другие видели в нем условное искусство (заменитель) наподобие строительного искусства, где применяется не художественное, а чисто техническое творчество. Третьи считали, что это действительно новое явление, связанное с художественной деятельностью, а следовательно, и с искусством. Некоторые же вообще отрицали его, считая, что этот термин только вносит путаницу в сферу производственной деятельности.

Существует следующее определение сущности промышленного искусства: «Промышленное искусство представляет собой специфическую форму человеческой деятельности, цель которого состоит в эстетической организации окружающей человека предметной среды, в эстетическом преобразовании орудий труда и вещей, которыми пользуется человек и которые органически входят в его жизнь». В сферу промышленного искусства входят орудия труда, средства транспорта, всевозможные инструменты и оборудование научно-исследовательских институтов, пишущие устройства, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, медицинское оборудование, предметы быта и так далее.

Наряду с термином промышленное искусство широко распространен английский термин дизайн (от англ. design — замысел, проект) — творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Эта цель достигается определением формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К этим качествам относятся не только внешний вид предметов, но главным образом структурные связи, которые придают предметной среде необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства и качества продукции.

Как видно из приведенного выше, термины промышленное искусство и дизайн в какой-то мере равнозначны и оба являются полноправными. Термин техническая эстетика, возникший в 50-х годах по предложению Петра Тучны, также заслужил общее признание. Техническая эстетика — это теория дизайна. Она имеет свою методологическую основу и опирается на общие принципы эстетики.

Термин художественное конструирование, несмотря на его несовершенство, стал уже общепринятым и привычным. Это новый творческий метод проектирования изделий промышленного производства, внедрение которого должно обеспечить высокое качество продукции. Специфической особенностью его является единство утилитарных и эстетических принципов.

Под утилитарным понимается полезность, функциональность, удобство пользования, конструктивность, технологичность и экономичность, а под эстетическим — красота, изящество, выразительность и образность. Оба эти понятия взаимосвязаны, причем утилитарное в большинстве случаев остается определяющим и доминирующим.

Существует самая непосредственная связь дизайна с другими видами искусства, наукой и техникой. Архитектура, прикладное искусство и дизайн стоят ближе других искусств к сфере материального производства. Они превращают многие материальные изделия, необходимые человеку в его повседневной жизни, в изделия, обладающие не только утилитарными качествами, но также художественной ценностью и способностью эмоционального воздействия на человека.

Объекты дизайна и архитектуры функционально, конструктивно и композиционно взаимосвязаны. Эта связь двусторонняя, поскольку здания различного назначения не могут функционировать без технологического оборудования, мебели, как и последние в большинстве случаев бесполезны без соответствующих помещений.

Вместе с тем архитектура и дизайн существенно отличаются сроками службы своих объектов, различными функциональными процессами. Их взаимодействие находится на различных структурных уровнях предметной среды.

В настоящее время существует несколько точек зрения на определение сущности и сферы применения дизайна. Так, с точки зрения художников, дизайн относится к сфере искусства, с точки зрения архитекторов — к сфере архитектурно-художественной деятельности, с точки зрения инженеров — к сфере техники.

Несмотря на некоторые принципиальные различия названных сфер деятельности, конечная цель у них одна — поднять культуру материально-предметной среды, окружающей человека, на самый высокий научно-технический и художественно-эстетический уровень путем синтеза науки, техники и искусства. В этом созидательном творчестве необходимо максимально использовать технический прогресс, закономерности развития природы и композиционные основы, созданные на протяжении тысячелетий в области архитектуры и техники.
Читать статьи той же тематики: Предыдущая статья   Следующая статья
Проблемы и перспективы развития промышленного дизайна

© 2001–2016 Дизайн в Белгороде,
Творческое объединение «NakedArt»
|СтудияУслугиРаботыКонтакты|
Сейчас на сайте: чел.
Модернус — магазин мебели, света, предметов интерьера, декора и антиквариата в Белгороде