Слава Господу за пёстрый мир...

Cтатьи о маркетинге и дизайне » Слава Господу за пёстрый мир...
Современные подходы к графическому оформлению корпоративных сайтов
Графическое оформление корпоративной части сети Интернет (Сети) в большей части своей пусто, безжизненно и незанимательно.

В оправдание дизайнеры приводят бесчисленное множество причин: «Слишком трудно обеспечить качественное оформление для всех браузеров на всех платформах», «Наши клиенты хотят, чтобы сайт был готов уже вчера, и у нас просто нет времени на оформление», «У нас уже есть готовые шаблоны, и они, кажется, работают вполне хорошо», «Клиенты купят всё, что мы им покажем, так зачем тратить силы, изобретая что-то новое и необычное?», «В конце концов, это просто Интернет».

Да, для сети Интернет характерны невысокая скорость загрузки данных и проблемы совместимостью различных браузеров. Пользователи просматривают сайты на экранах разных размеров в различных операционных системах. Но по мере развития Сети такие отговорки перестают срабатывать. Как только клиенты увидят, что оформление может быть более интересным, они не согласятся на подражательный сайт. Когда у каждой компании будет сайт «такой же хороший», как microsoft.com, что дальше? Как и в печатной рекламе (при телевизионной, или радио, или в любой другой), на высоте оказываются те дизайнеры, которые могут оказать наибольшее влияние на целевую аудиторию, используя имеющиеся у них средства.

Давайте рассмотрим, каким образом современная корпоративная Сеть пришла к такому бледному состоянию. Сегодня приверженцы практичности повторяют как мантру, что для успеха сайта мало только эффектного оформления интерфейса. Для успеха сайта нужна удобная схема навигации, логичная иерархия, хорошо написанный материал, эффективная программа поддержки и множество других стандартных компонентов, у которых нет ничего общего с вращающимися трехмерными буквами 750-килобайтной анимированной Flash-страницы. Эти эксперты неустанно предупреждают вас: «Если оформление выдержано в элегантном и уместном стиле, но сайт неудобен в использовании, он обречён на провал».

И с этим нельзя не согласиться, но позвольте предложить следующее заключение: «Если созданный сайт совершенен в удобстве использования, но ему не хватает элегантности и уместного стиля оформления, он обречён на провал».

Сторонники удобства использования единодушно и полностью отвергли оригинальный Web-дизайн. Затем они перешли к объявлению жестких «законов» построения сайтов, причем некоторые из них больше напоминают диктаторские указы, чем простые «рекомендации», как это было заявлено. (Приведем одно высказывание: «Примерно в 99% случаев присутствие в Web-дизайне Flash-анимации означает неудобство использования» — Якоб Нильсен (Jacob Nielsen)). Кратко говоря, проповедники практичности выплеснули ребенка оригинального Web-дизайна вместе с водой плохого оформления. Такие старательные попытки любой ценой избежать «неудобства использования» способствовали появлению целого поколения безопасных, бледных, подражательных сайтов, столь же интересных, как и книга о методологии проверки практичности.

Конечно же, оригинальное графическое оформление — это не панацея для всех приходящих в упадок сайтов. Для того, чтобы создать успешный сайт, также требуется сочный материал, логичная схема навигации и тщательно продуманная архитектура. Кроме того, необходимо четкое понимание структуры для того, чтобы привести разрозненные элементы сайта к общему знаменателю и придать ему целостный характер. Оригинальное оформление является неотъемлемой частью сложного процесса создания сайта. Относится к оформлению сайта как к простому «украшательству» означает рисковать успехом любого сайта.

Подражательный менталитет с самого начала подтачивал Web-дизайн коммерческих сайтов, как будто в Сети есть место только для сайтов нескольких определенных типов. Логика рассуждений здесь проста: «Зачем изобретать велосипед Web-дизайна, когда такие сайты, как microsoft.com, ibm.com и yandex.ru, доказали свою успешность? Почему бы не скопировать дизайн нескольких заметных, часто посещаемых сайтов в сети Интернет?». Клиенты довольны, потому что они получают сайт со знакомым оформлением. Дизайнеры похлопывают друг друга по спине, потому что они освоили тот профессиональный, с разными оттенками синего и жёлтого, левой панелью навигации, аккуратный, трехцветный, базовый фотографический стиль. И вся коммерческая Сеть выглядит более или менее одинаково.

Так в чём проблема, если и посетители, и дизайнеры, казалось бы, довольны? Проблема в том, что посетители на самом деле недовольны. Люди заходят на сайт microsoft.com не потому, что он хорошо оформлен, а потому, что им приходится делать это — их программное обеспечение опять «полетело». Можно предположить, что если microsoft.com изменит стиль оформления интерфейса, число посетителей останется прежним.

Конечно, есть такие сайты, как, например yahoo.com и yandex.ru, которые преуспели частично благодаря удобству своего дизайна. Но не все сайты являются поисковыми системами (на самом деле их мало), и не все сайты выполняют роль онлайнового фильтра (их всего лишь несколько). Тогда, если вы делаете маркетинговый сайт для местного ресторана, ради чего уподоблять его yandex.ru?

Понятно, что yandex.ru часто посещаем, он быстро загружается и, по мнению многих, прост в использовании. Давайте предложим, ради эксперимента, что Yandex представляет собой идеально оформленную с точки зрения практичности поисковую систему. И что с того? Насколько нужны сайту ресторана предметные указатели со ссылками? Неужели трехсекундная загрузка имеет такое значение, что на сайте ресторана не будут использоваться картинки? Нет.

Не все сайты предназначены для электронной торговли. Не все сайты представляют собой онлайновые журналы. Не все сайты являются поисковыми системами. Для выполнения разных задач требуются различные стили — следовательно, необходимы и разнообразные приемы Web-дизайна.

В современном оформлении корпоративных сайтов нет ничего необычайного, интуитивного или априорного. Коммерческая Сеть не должна выглядеть так, как она выглядит сейчас. Более того, есть несколько весьма убедительных причин, чтобы ее облик коренным образом преобразился. Зачем коммерческой Сети, где тысячи разнообразных компаний представляют тысячи разных продуктов и услуг, выглядеть однородно?

В конечном счете, людьми (да, даже заказчиками) движут чувства. Любой акт успешной коммуникации затрагивает не только ум, но и всё человеческое существо — тело, душу и дух. Да, посетители должны суметь воспользоваться сайтом. Но они также должны иметь возможность прочувствовать ваш сайт. Интернет не база данных. Да, через Сеть можно передавать различные эмоции, даже со скоростью 56К. Пусть и ваша работа дизайнера будет такой же эффективной, пока вы будете обращаться с этим странным гибридов под названием сеть Интернет.

© 2001–2016 Дизайн в Белгороде,
Творческое объединение «NakedArt»
|СтудияУслугиРаботыКонтакты|
Сейчас на сайте: чел.
Модернус — магазин мебели, света, предметов интерьера, декора и антиквариата в Белгороде