Проблемы развития промышленного дизайна

Cтатьи о маркетинге и дизайне » Проблемы развития промышленного дизайна
Проблемы и перспективы развития промышленного дизайна
Английское слово design первоначально означало замысел, проект, расчет, чертеж, узор. Основная идея дизайна — создавать эстетичные продукты с высокими качественными характеристиками, генерация и использование новых технологий. Технология в свою очередь, формирует облик продукта.

Часто в понятие «промышленный дизайн» вкладывают весьма упрощенный смысл, сводя все к одной из его характеристик — эстетических качествах изделия. Промышленный дизайн — проектная по своей сути деятельность, это творческий образ и оружие конкуренции, способ сократить издержки и расширить ассортимент. Интеллектуальная собственность на объекты, разработанные в рамках промышленного дизайна, может и должна быть защищена патентами. Так же надо понимать, что промышленный дизайн это не краткосрочное вложение средств, а долгосрочные инвестиции в будущее предприятия.

Среди факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики развитых стран, промышленный дизайн играет одну из ведущих ролей и является неотъемлемой частью производства и продвижения продукции.

Образцы западного промышленного дизайна

Рис. 1. Образцы западного дизайна

Лидерами промышленного дизайна считаются Италия, Япония, Голландия, Франция. Большое внимание на государственном уровне уделяется системе подготовки кадров, так в Великобритании специалистов по промдизайну готовят 74 учебных заведения, во Франции более 55, а в Китае за последние несколько лет открыто более 400 дизайнерских школ!

До последнего времени в нашей стране дизайну уделялось недостаточно внимания, были другие более насущные проблемы промышленности. Специалистов по дизайну в России традиционно готовили и готовят гуманитарные ВУЗы, классификатор специальностей высшего профобразования относит промышленный дизайн к группе «Культура и искусство». При этом количество учебных заведений не более 20. С точки зрения реальной проектной практики уровень подготовки в них не соответствует современным требованиям по причине полной оторванности этих учебных заведений от инженерной сферы и реального производства. Превратить рисунок в готовый продукт — главная проблема для выпускников гуманитарных ВУЗов.

Основные проблемы промышленного дизайна в России сегодня:
  • Начальный этап развития рыночных отношений в России, низкий уровень промышленности и международный экономический кризис;
  • Оторванность системы гуманитарного высшего образования, к которой относится сегодня дизайн, от производства;
  • Отсутствие высококвалифицированых специалистов;
  • Неверная оценка роли промышленного дизайна в производстве, у руководства предприятий;
  • Малая заинтересованность предприятий в развитии промдизайна на своем производстве.
В сложившейся российской ситуации подготовка специалистов в области промышленного дизайна на базе технического университета способна дать наиболее быстрые и эффективные результаты. Может быть использована уникальная возможность сочетания дизайнерской подготовки с отраслевой ориентацией. По этому пути развивает направление «дизайн» МГТУ им. Н.Э. Баумана и БГТУ им. В.Г. Шухова.

Так, на базе БГТУ им. В.Г. Шухова в 2001 году открыта специальность «Проектирование и дизайн изделий из тугоплавких и неметаллических и силикатных материалов». Выпускающая кафедра «Технологии и дизайна керамики и огнеупоров» готовит специалистов в области промышленного дизайна, в основном, керамических изделий. Студенты в процессе обучения выполняют разработку дизайн проектов, с учетом возможности их внедрения в серийное производство. Таких как, коллекции керамических плиток для пола и стен, садово-парковая скульптура, малая пластика, санитарно технические изделия и керамическая посуда.

Работы студентов кафедры «Технологии и дизайна керамики и огнеупоров»

Рис 2. Работы студентов кафедры «Технологии и дизайна керамики и огнеупоров»

Когда отечественным производителям товаров массового спроса удается добиться вполне конкурентных качеств продукта, они начинают задумываться об улучшении его эстетических качеств и технологичности производства для сокращения издержек.

Временным решением может стать сотрудничество с иностранными дизайн студиями, но для более долгосрочных планов необходимо создание на предприятии и развитие собственных подразделений дизайна. Конкурентные преимущества перед западными и восточными дизайнерами уже сейчас очевидны, помимо более низкой стоимости услуг, есть такой фактор как национальная специфика.

Перспективы развития промышленного дизайна в России:
  • Выделение в отдельное направление «Дизайн», в классифкации специальностей высшего профобразования из группы «Культура и искусство»;
  • Повышение уровня профессионального образования;
  • Промышленный дизайн как приоритет государственной промышленной политики;
  • Просветительская работа с промышленными предприятиям.
В последнее время от разговоров о необходимости массового внедрения промышленного дизайна у нас стали переходить к делу — государство в 2006 году, разработало проект концепции развития отрасли. Было принято решение изменить представление промышленности о промдизайне. Концепция развития предусматривает государственное софинансирование требующих дизайнерского оформления инновационных разработок промышленных предприятий, а также частичное субсидирование самих дизайнерских компаний и образования в этой отрасли.

Помощью, по налаживанию контактов и развитию отношений между дизайнерами и промышленностью, займутся специально учрежденные для этого Центры развития дизайна. Одним из первых таких центров станет Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА). Уральский центр развития дизайна призван обеспечить Восток страны молодыми специалистами в сфере промышленного дизайна.

Активно развивается направление промдизайна, включающее комплекс инновационной разработки продукта. Дизайн планируется включить в перечень видов деятельности, позволяющих претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков, в том числе технопарков в сфере высоких технологий.
Промышленный дизайн начал своё развитие и в России, но стать серьезной индустрией он сможет, если предприятия поверят в возможности дизайна, а для потребителей он станет неотъемлемой частью жизни.

Обсудить статью на форуме »

Евгений Трунов,
аспирант кафедры технологии и дизайна керамики и огнеупоров
Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова

© 2001–2016 Дизайн в Белгороде,
Творческое объединение «NakedArt»
|СтудияУслугиРаботыКонтакты|
Сейчас на сайте: чел.
Модернус — магазин мебели, света, предметов интерьера, декора и антиквариата в Белгороде