Краткий курс ориентирования в дезориентации

Cтатьи о маркетинге и дизайне » Краткий курс ориентирования в дезориентации
Использование цифрового панк-рокового стиля оформления в веб-дизайне
Будучи пользователем компьютера, вы привыкли к тому, что он действует определенным образом. Ваша машина издает короткий зуммер, когда вы делаете что-то неправильное; она показывает красные стоп-сигналы и мигающие предупреждения, когда вы щелкаете не там, где надо; она плюется машинной абракадаброй и искаженными изображениями, когда дело действительно плохо.



Если вы работаете на PC, вас часто изгоняют из Windows и погружают в DOS, когда ситуация выходит из-под контроля. Короче говоря, вы выучили, как выглядит и какие звуки издает ваш компьютер при неверном функционировании. И вы ожидаете от сломанной машины определенного поведения.

Дизайнеры цифрового панк-рокового стиля берут ваши ожидания и эксплуатируют их. Эти дизайнеры не будут на самом деле ломать вашу машину (по крайней мере намеренно). Вместо этого они оформят свои сайты таким образом, что машина будет выглядеть так, как будто она ломается. Или создадут такие сайты, что будет казаться, будто у компьютера есть свой разум. Посещение одного из таких сайтов напоминает просмотр фильма о землетрясении, когда весь кинотеатр качается.

По иронии судьбы именно цифровой панк-рок лучше всего осознает возможности средств, имеющихся в арсенале всех стилей веб-дизайна. Для того чтобы заставить что-то казаться сломанным, необходимо очень хорошо понимать, как это что-то работает. Невозможно создать сайт намеренно неудобный в использовании без того, чтобы сначала не понять принципы удобства примнения. Следовательно, дизайнеры цифрового панк-рока много размышляли о том, что ощущают посетители сайтов.

На самом деле посещение сети Интернет не является целостным, единым ощущением. По мере того как вы передвигаетесь по страничкам, вы получаете и обрабатываете информацию двух различных типов. Информация первого вида поступает с сайтов, на которые вы заходите. Обычно она ограничивается пределами окна браузера. Информация второго типа исходит от самого программного обеспечения браузера. Сообщение о состоянии загрузки внизу окна, полоса прокрутки, URL, которые появляются в поле адреса, сообщения об ошибках, говорящие вам о том, что такой-то сайт не найден, — все эти «сигналы» поступают не с сайтов, которые вы посещаете, но от самого программного обеспечения браузера.

Давайте обозначим информацию, поступающую с сайта, как «непосредственную информацию», а информацию, предоставляемую браузером, как «мета-информацию». Обратите, однако, внимание, что сам сайт на самом деле предоставляет оба вида информации. Если страница сайта длинная, это заставляет браузер включать возможность прокрутки. Если для загрузки сайта требуется много времени, браузер показывает сведения о процессе загрузки. При помощи JavaScript сайт даже может приказать браузеру показать сообщение в отдельном окне.

Как правило, вы склонны больше доверять мета-информации браузера, чем непосредственной информации, поступающей с сайта. Каждый старый дурак может заставить розовых летучих мышей проноситься по своему сайту в бешеном DHTML-танце. Но это только то, что происходит на данном глупом личном сайте. Однако когда вы получаете сообщение об ошибке от Internet Explorer, говорящем о том, что не хватает памяти, — ого! — это похоже на сообщение от самого Билла Гейтса! (А все доверяют Биллу Гейтсу, верно?) Подобное сообщение внезапно вовлекает вас в процесс, потому что вы больше не смотрите на чей-то сломанный мир сквозь толстое стекло. Теперь на вас возложили ответственность за починку собственного сломанного мира.

Именно это знакомство с технологией и доверие к ней и эксплуатирует цифровой панк-роковый стиль. Это дадаизм, дезориентирующий вас, чтобы высмеять ваши ожидания нормы, и при этом все время хохочущий. Сайт в цифровом панк-роковом стиле — это абстрактное искусство, дезориентирующее вас, он сюрреалистичен — разговаривает с вами каким-то первобытным юнговским языком, сама природа которого сбивает с толку. Он нарушает ориентацию так, чтобы вы внутренне ощутили дезориентацию других людей и почувствовали к ним симпатию.

Рассмотрим основные способы, при помощи которых дезориентируются пользователи и которые применяются дизайнерами цифрового панк-рока. некоторые примеры носят просто шуточный характер, а некоторые раздражают. У всех них есть одна общая черта — очевидная попытка обмануть ожидания пользователя. Учитывая, что сегодняшние пользователи становятся все более недоверчивыми, простое предупреждение JavaScript «Ваш жесткий диск стерт» больше не годится. Нет, здесь требуется серьезная имитация реальной неисправности машины.

Цифровой панк-роковый стиль в веб-дизайне

Для этого дизайнеры цифрового панк-рока используют следующие методы:
  • Ложная неисправность — послать посетителю сайта авторитетное сообщение о том, будто что-то не в порядке;
  • Обманная навигация — кажется, что вы контролируете свои действия, но на самом деле идете по пути, предусмотренному дизайнером;
  • Отсутствующие или неверно работающие указатели — поэтому редко можно встретить навигационные меню, а если они и есть, то настолько загадочны, что практически бесполезны;
  • Постоянное движение и шум — можно ли ещё сильнее сбить с толку посетителя, чем показав ему не одну, а десятки беспорядочно двигающихся картинок, сопровождаемых громкими всплесками электронного звука?
  • Нетрадиционная обрезка и увеличение изображения — чрезвычайно крупные лица, вырезанные с заднего плана, огромные указатели и здания, снятые в неожиданном ракурсе, — все эти изображения рассчитаны на то, чтобы поставить вас с ног на голову, исказить ваше восприятие, дезориентировать вас.
Посетители в массе своей привыкли рассматривать щелчок мыши как основное событие управления. Поэтому лучший способ запутать их — превратить в основное событие наведение курсора мыши. Когда посетитель перемещает курсор мыши по странице ваше сайта, он может обнаружить, что при этом появляются самораскрывающиеся окна, непрерывно воспроизводятся аудиозаписи и совершаются другие действия, которые вы свяжете с событием курсора.

Теперь стало очевидно, что цифровой панк-рок может явиться приверженцам удобства использования только в самом страшном ночном кошмаре. Эти сайты создают у посетителей ложное ощущение контроля над ситуацией, одновременно манипулируя ими и принуждая их на каждом шагу к действиям, которые они и не собирались совершать. Но подождите-ка! Не привел напоминает ли вам это краткое описание большей части современной рекламы?

По сути дела, разве цель рекламы заключается не в том, чтобы заставить людей покупать вещи, которые им вовсе не нужны? Разве рекламодатели не стремятся дать потребителям ощущение контроля над процессом принятия решения, одновременно побуждая их отдать свои деньги на покупку того, что в других условиях они никогда бы не купили?

Должен ли сайт электронной торговли давать посетителю все полномочия и обеспечивать его удобством использования? Вы действительно хотите, чтобы посетители волей-неволей бродили по вашим онлайновым магазинам, читая описания продуктов? Не хотите ли вы как можно быстрее привести их к этой яркой, заманчивой кнопке «сделать заказ»? Порядочек!

Цифровой панк-рок — это просто психоделическая, трудно продаваемая версия всей электронной торговли. Это электронная коммерция в своем самом неприкрытом и непримиримом виде. Конечно, сетевые панк-рокеры не продают никаких товаров. Они продают умопомрачающую смену мировоззрения. Закажите себе это сегодня, пока не кончились запасы.

© 2001–2016 Дизайн в Белгороде,
Творческое объединение «NakedArt»
|СтудияУслугиРаботыКонтакты|
Сейчас на сайте: чел.
Модернус — магазин мебели, света, предметов интерьера, декора и антиквариата в Белгороде